Детям о трудолюбии урок в воскресной школе. Бог хочет чтобы ты был послушен его слову. Телеканал Царьград: Православие

На этой странице вы можете ознакомиться и скачать образцы уроков по основным программам.

ПРОГРАММА "Библейские уроки для детского сада"

"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Матфея 19:14)

Дошкольный возраст – прекрасное время начать говорить с детьми о Господе, о Его творении и Его законах, а также знакомить детей с Библией. Программа «Библейские уроки для детского сада» рассчитана на возраст детей от 3 до 5 лет. Она включает в себя уроки по Ветхому и по Новому Завету, а также уроки прославления (раздел «Я могу славить Бога») и уроки нравственности (раздел «Библия- книга правил для меня»). К каждому уроку прилагается творческая поделка и лист с заданием для детей 4-5 лет. А также в конце каждого раздела проводится урок – повторение, который включает в себя различные игры и задания для повторения пройденных тем.

Цели и задачи:

  1. Знакомить детей с основными библейскими историями и героями.
  2. Проводить параллель между тем, что написано в Библии и их жизнью.
  3. Учить детей усидчивости, умению слушать и отвечать на вопросы, а также приучать их к определённому порядку детского служения (прославление, библейский урок, игры и т.д)

Урок 4 . | Не хвались собой, хвались Господом

ПРОГРАММА "Развивающие уроки для детского сада"

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества" (Василий Сухомлинский)

Развитие ребёнка должно быть гармоничным и последовательным. Это имеет отношение и к детскому служению, которое организовано для малышей в Церкви. Стоит уделять внимание не только духовному развитию ребёнка, но также, учитывая его возрастные особенности, уделять внимание его всестороннему развитию. Малышам нравится всё: слушать сказки, водить хороводы, заучивать стихи и песенки, а также что-то делать своими руками. Программа «Развивающие уроки для детского сада» рассчитана на возраст детей от 3 до 5 лет. Программа разделена на 4 основных раздела, включающих в себя определённые виды деятельности: музыкальная неделя, творческая неделя, театральная неделя, строительная неделя. Какие-то уроки можно проводить с малышами в летний период или использовать их, как отдельный проект для малышей, чередуя недели. Можно также проводить уроки частично или использовать идеи, взятые из этих уроков. Можно вовлекать родителей и проводить совместные занятия для детей вместе с родителями.

:Цели и задачи

  1. Прививать детям определённые навыки, через разные виды творческой деятельности, а также учить детей справляться с поставленными задачами.
  2. Вырабатывать у детей интерес к познанию, обучению и дальнейшему развитию, а также учить детей терпеливости, настойчивости и дисциплинированности.
  3. Выявлять способности и таланты детей и помогать им развивать эти способности.

Урок 1. | Знакомство с музыкальными инструментами

ПРОГРАММА "Учимся, познaём, развиваемся" (для дошкольников)

"Изучение Библии"

«1-й раз в первый класс». Новый этап в жизни каждого ребёнка. Время, когда в жизни ребёнка многое меняется. Новые навыки, новый режим дня, новые друзья, новые переживания.Это время, когда ребёнку многому надо будет научиться. Надо осваивать навыки чтения, письма, учиться рисовать и творить, познавать всё новое и неизведанное.И всё это должно быть очень интересным и увлекательным. Как превратить это в увлекательное приключение, игру и возможность вместе с вашим любимым,замечательным ребёнком УЧИТЬСЯ, ПОЗНАВАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ? Программа для дошкольников и младших школьников может использоваться на уроках
воскресной школы или дома с родителями.

Программа включает в себя:

  • короткие библейские истории, предназначенные для самостоятельного чтения ребёнком;
  • вопросы в конце каждой истории для совместного разбора истории вместе с учителем или родителями;
  • «золотую фразу» для заучивания наизусть;
  • рабочий лист по каждой истории для самостоятельного выполнения ребёнком;

Урок | МУДРЫЕ ДЕВЫ

ПРОГРАММА "Изучение Библии" (Воскресная Школа)

"Вера - от слышания, а слышание - от Слова Божия" (Римлянам 10:17)

Слово Божье является основанием нашей веры, фундаментом всей нашей жизни. Поэтому так важно изучать с детьми Слово Божье. Для малышей это может быть просто ознакомление с библейскими историями, рассказы о жизни библейских героев. А в более старшем возрасте важно показать, что Библия – это книга правил для нас и руководство для нашей жизни. Это не просто истории, произошедшие очень давно. Из них мы можем извлечь уроки, которые могут помочь нам сегодня.

Цели и задачи:

  1. Привить детям навыки не только чтения, но и размышления над Словом Божьим.
  2. Проводить параллель между тем, что написано в Библии и нашей повседневной жизнью.
  3. Учить детей использовать духовные законы и принципы в своей жизни, а также стараться жить по заповедям Божьим.

Программа «Изучение Библии» состоит из 2-х частей:

  • «Изучение Ветхого Завета»
  • «Изучение Нового Завета»

Программа рассчитана на возраст детей от 6 до 11 лет. Для каждого урока разработаны рабочие листы (в программе «Изучение Ветхого Завета» - это «дневник чтения Библии») для двух возрастных групп: 6-8 лет и 9-11 лет. Байблринги тоже рассчитаны на эти возрастные группы.

ПРОГРАММА "Дети судьбы" (Воскресная Школа)

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится…» (Притчи 22:6)

Программа «Дети судьбы» рассчитана на возраст детей от 6 до 11 лет. Каждый год обучения рассчитан на изучение одного из разделов.
Это не просто теоретические уроки по данному разделу, но также увлекательные игры, ребусы и задания на закрепление пройденного материала. В конце каждого раздела проводятся байблринги. Это библейские викторины по пройденным темам. Наша цель, не только проверить знания детей, но и дать им возможность проявить себя.

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей с христианскими ценностями и направить их, чтобы они стремились жить по заповедям Господа.
  2. Учить детей управлять своей жизнью и характером.Научить их служить людям и вести других за собой.
  3. Помочь каждому ребёнку раскрыть свои таланты.


Программа для подростков

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16)

Подростковый возраст связан с определёнными сложностями, но в тоже время, это прекрасная пора, когда происходит формирование личности подростка. С одной стороны, происходят перемены как в физическом, так и в духовном развитии. Смешанные чувства, множество вопросов. С другой стороны – это время, когда можно углубиться в познание себя и Бога. У подростка формируется система ценностей. Он находится в поиске. Ему необходимы чёткие ориентиры в жизни. Поэтому так важно в этом возрасте не только читать Слово Божье, но и размышлять над ним.

Цели и задачи:

  1. Углублённо изучать Слово Божье и учиться размышлять над ним.
  2. Проводить беседы с подростками на интересующие их темы.
  3. Выявлять таланты и способности детей и постепенно готовить их к служению, а также начинать вовлекать подростков в различные служения в качестве помощников.

Тема |

ПРОГРАММА "Уроки прославления"

«Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Псалом 8:3)

Уроки прославления проводятся для всех детей Воскресной школы, независимо от музыкальных способностей и их участия в группе прославления. Желательно разделить детей на 2 возрастные группы (младшие и старшие) и проводить для младших детей уроки в упрощённой форме. Рекомендуется проводить уроки прославления 1 раз в месяц, как отдельный проект, или в последние месяцы учебного года, чтобы завершить учебный год концертом. Форма урока позволяет расширить и углубить знания детей о музыке и её главном назначении - прославление Бога. Используются самые различные виды занятий и форм обучения: беседы, интересные встречи, концерты, викторины, видеопросмотры и слушание музыки, пение, игры и творческие задания.

Цели и задачи:

  1. Способствовать формированию эмоционального мира детей, их физической и духовной раскрепощённости.
  2. Раскрыть смысл и силу прославления.
  3. Выявить музыкально одарённых детей, помогать им развивать свои музыкальные способности и вовлекать их в прославление.
  4. Способствовать развитию творческой активности и инициативы.
  5. Привить умение разбираться в музыке, расширить кругозор.

ПРИЛОЖЕНИЕ "Картинки"

При проведении уроков для малышей очень важно использовать наглядные пособия. Приложения «Картинки» содержат различные картинки, которые можно использовать для игр с детьми 3-5 лет, а также как наглядные пособия к урокам. Картинки поделены на различные категории: животные, птицы, морские обитатели, фрукты, музыкальные инструменты и т.д. Примеры игр с картинками можно найти в разделе В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ / ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

Картинки | Одежда

ЛАГЕРЬ

Лагерь - это особенное место и время, когда мальчишки и девчонки собираются вместе, чтобы обучиться чему-то новому, развивать свои таланты при помощи профессиональных руководителей, побыть в прекрасной атмосфере, встретиться с живым Богом и узнать Его ближе.
Особое внимание в лагере уделяется духовной составляющей. Очень важна общая тематика лагеря, которой подчинено всё. Это и общие служения для детей, и библейский час, где каждая группа вместе со своим наставником может обсудить и закрепить тему каждого дня. Все активности, игры и творчество также соответствуют общей теме лагеря.

Цели и задачи:

1. Организация досуга детей в летний период.
2. Предоставление возможности детям не только отдохнуть во время лагеря, но и выявить свои таланты и возрасти духовно.
3. Вовлечение родителей в деятельность воскресной школы (в качестве лидеров и их помощников).
4. Вовлечение молодёжи и подростков в служение детям (в качестве помощников).
5. Привлечение специалистов для проведения мастер - классов во время лагеря.

Все материалы, размещённые на этом сайте, являются собственностью их владельцев.

Цель: Познакомить детей с трудолюбивой Руфью. Формировать у детей любовь к труду, навыки быть всегда готовыми помочь тому, кто нуждается в этом.

Библейская история: Руфь (Книга Руфь выборочно 1, 2, 4 гл.)

Золотой стих: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» Притчи 6:6

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

Приветствуйте ребят, узнайте, как обстоят у них дела. Спросите о том, как были проведены выходные дни.

Предложите помолиться. Ведите их в молитве.

Рифма для молитвы:

Глазки я закрою,
Ручки сложу,
Господу Иисусу
Молюсь и говорю:

2. Молитва

Господи! Ты всемогущий, добрый и сильный. Мы благодарим Тебя за все, что имеем. Ты благословляешь каждый наш шаг. Прости, если мы чем-то Тебя огорчили. Мы приглашаем Тебя в свою жизнь, на наши занятия. Будь нашим защитником, опекуном, наставником. Мы отдаем себя в Твои руки. Будь милостив к нам. Слава Тебе и хвала! Аминь. (Можно, чтобы молитву повторяли за вами те, кто хочет).

3. Песня

Разучите песню «Муравей». Можно просто прочитать стихотворение. А спеть какую-нибудь песню по выбору детей.(См. Приложения)

Много добрый муравей
Приобрёл себе друзей.
И теперь у муравья
Все вокруг одни друзья.

Он работает весь день
И не любит праздность, лень.
Он - рабочий муравей
Для семьи и для друзей.

Так и детки все должны
В добром деле быть сильны,
И любить своих друзей,
Как премудрый муравей.

Боже, детки мы Твои,
Как и эти муравьи,
Помоги нам труд любить
И друзьями дорожить.

Рифма для привлечения внимания

Дети, скорее идите сюда,
Будем мы слушать
Божьи слова.

4. Мотивация

Наблюдали вы когда-нибудь за муравьями? Чему у них можно научиться? Старанию, трудолюбию, а может быть лени? (Выслушать ответы детей)

У муравьев можно научиться трудолюбию. Вот что написано в Библии: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» Пр.6:6-8.

5. Библейская история (воспользуйтесь иллюстрациями)

Эта история записана в Библии в книге под названием Руфь (покажите место библейской истории). Руфь жила со своей свекровью Ноеминью.

Их мужья умерли, и они возвратилась из страны Моав в Иудею, в город Вифлеем. Кто там родился, помните?

Они вернулись на родину Ноемини во время жатвы ячменя. Руфь была женщиной трудолюбивой и не привыкла сидеть без дела. Наверное, у них и еды не было. И вот она сказала своей свекрови: «Я пойду на поле подбирать оставленные колоски?»

«Конечно», - ответила Ноеминь. И Руфь отправилась на поле, которое принадлежало богатому человеку Воозу, который был дальним родственником Ноемини.

Жнецы на поле жали ячмень, а Руфь шла за ними и подбирала упавшие колоски. Она очень старательно трудилась. Это заметил хозяин и спросил у жнецов, что это за женщина. Они рассказали ему о Руфи. Он понял, что Руфь проявляет заботу о своей свекрови. Вооз похвалил Руфь и не только не выгнал ее с поля, но и разрешил собирать колоски по всему полю, накормил ее и напоил водой. Он позаботился о Руфи и Ноемини, увидев трудолюбие девушки, ее доброе сердце. Потом Вооз женился на ней.

Так Бог благословил трудолюбивую и заботливую Руфь, которая не боялась никакого труда. Он дал ей нового мужа, потом сына, а Ноеминь жила с ними и радовалась всем Божьим благословениям.

Бог смотрит на нас и видит сердце каждого. Он хочет, чтобы мы не ленились, а были трудолюбивыми, как Руфь.

В Библии есть стих, который говорит нам о том, что ленивцы не должны просить пищи, ведь они ее не заработали. Вот так он звучит: «…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3:10. Если человек не хочет работать, то будет голодным. Таков Божий закон.

6. Золотой стих

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым» Притчи 6:6

7. Практическое применение

1) Задание «Выбери правильный ответ». Дети должны прослушать вопрос и выбрать правильный ответ.

Что делала Руфь, когда она пришла на поле?

(Легла спать под деревом, начала копать землю, собирала колоски , болтала со жнецами)

Что она собирала на поле? (Ягоды, колосья ячменя , ничего, семечки)

Что сказал Вооз, когда увидел работу Руфи? (Выгоните ее с поля, ничего не сказал, пусть собирает колоски , помогал ей)

Как можно назвать Руфь? (Ленивица, трудолюбивая , красавица).

Наш народ придумал много пословиц, которые характеризуют труд людей или безделье. Что означают выражения: «хочешь есть калачи - не сиди на печи», «без труда не выловишь рыбку из пруда»? (выслушать мнение детей)

2) Уборка в классе. Вот и вы сейчас покажете, кто из вас трудолюбивый, а кто - не любит трудиться. Подготовьте мочалки, салфетки. Предложите детям вытереть пыль в классе с парт, мебели, протереть листики цветов, подоконники. Распределите работу между ними.

Теперь видно, кто на что способен. Все молодцы, стараетесь. Бог хочет, чтобы мы не ленились, но трудились по мере своих сил, как это делала Руфь.

3) Игровое задание: «Неделя — день за днем»

Необходимы семь карточек с изображением разных видов деятельности.
В понедельник — рисует сидя за столом;
во вторник — подметает;
в среду — работает на грядке;
в четверг — печет пироги;
в пятницу — стирает;
в субботу — играет с друзьями в парке;
в воскресенье — посещает церковное служение.

Карточки должны быть разного цвета. На каждой кар-точке необходимо написать название дня недели. Задание можно усложнить, создав цепочку из семи карточек, которые соединены между собой как паззлы. Вывесите на доску все карточки. Назовите дни недели по порядку. Обратите внимание на то, какого цвета каждая карточка и что на ней изображено. Затем перемешайте карточки, а дети пусть собирают в правильном порядке. Поддерживайте беседу наводящими вопросами.

Что мы делаем в понедельник? А в воскресенье? И т.д.

8. Итог урока

И Бог и люди очень ценят трудолюбивых. Трудолюбивый человек никогда не сидит без дела. Выразите надежду, что все дети будут трудолюбивыми, терпеливыми и Бог их будет благословлять.

9. Молитва

Господи, Ты все можешь, все знаешь. Я очень тебя прошу, помоги этим детям вырасти трудолюбивыми. Дай им желание трудиться не только для себя, но и для других. Тебе слава во веки веков. Аминь.

Истина: Почтение родителей ценно перед Богом.

Цель: Учить детей помогать родителям и заботиться о них.

Христианская этика : Семья (помощь родителям).

Заинтересованность:

— Ребята, расскажите о своей маме, какая она? (добрая, мудрая, ласковая, бывает строгая, любимая, самая лучшая).

Сегодня вы услышите Библейскую историю о маме и ее дочери.

Библейская история:

  1. Семья из 4-х человек переселяется из Вифлеема.
  • Отец умирает.
  • Два сына Ноемини женятся и тоже умирают (об этих событиях – очень кратко).
  1. Ноеминь отпускает дочерей к их народу.
  2. Ноеминь и Руфь возвращаются в Вифлеем.
  3. Руфь работает на поле Вооза (разминка).
  4. Беседа Вооза с Руфью.
  5. Руфь приносит ячмень и половину своего обеда Ноемини.
  6. Вооз женится на Руфи.
  7. Ноеминь становится счастливой бабушкой.

Разминка:

Дети выстраиваются в две колонны. Учитель разбрасывает по 10 колосков перед каждой командой. На старте дети начинают эстафету: один ребенок собирает колоски в корзинку, второй высыпает обратно на пол. В конце эстафеты дети отдают наполненные корзины учителю. Учитель благодарит детей за старательность и быстрый сбор «урожая». В конце урока каждый может взять по одному колоску на память (если в классе больше 20 детей, значит и колосков должно быть приготовлено больше).

Вопросы на повторение:

Каждый ребенок должен ответить хотя бы на один вопрос. За правильный ответ учитель дает ребенку колосок, на котором написан золотой стих урока.

В вопросы на повторение желательно включить и такие:

  • Почему Руфь пошла к чужому народу с Ноеминью? (Руфь любила Ноеминь)
  • Как работала Руфь на поле Вооза? (прилежно, старательно, много)
  • Когда родители просят помочь им в домашних делах, делаете ли вы это старательно и с удовольствием, как Руфь, или ленитесь?
  • Что приносила Руфь с поля Ноемини? (зерна ячменя, пшеницу и свой обед)
  • Ребята, вас угощают печеньями, конфетами, а кто из вас делится этим с родителями?

Когда у каждого ребенка появится в руке колосок, учитель читает золотой стих. Затем повторяют девочки, подняв колоски высоко над головой, потом – мальчики, потом – все вместе.

Золотой стих:

«Почитай отца твоего и матерь твою» Втор.5:16

«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» Фил.2:4

Применение:

Поделка 1: Сердечко – подарок маме. Дети раскрашивают сердечко, вдевают ленточку в отверстие, сделанное дыроколом, завязывают бантиком.

Поделка 2: Детям раздать картинки – Руфь с корзиной и колоски. Поделку раскрашивают, колоски складывают в корзину.

Молитва:

Поблагодарить Господа за маму, помолиться о её нуждах, здоровье, желаниях и т.д.


Главная истина: Бог хочет чтобы ты был послушен Его слову . Однажды Бог рассердился на людей в одном городе и решил уничтожить этот город вместе с людьми. Но в этом городе жил один праведник. Кто такой праведник? (Выслушайте ответы, если нужно обьясните). И Бог решил спасти его и его семью.

Два ангела пришли в Садом

Он послал двух ангелов в этот город, чтобы спасти праведника. Ангелы были очень похожи на людей, и когда они подходили к городу этот человек их встретил и начал приглашать в дом на ночлег.

Жители требуют их, после чего слепнут.

Ангелы согласились, их накормили, но не успели они лечь спать, как пришли жители этого города. Они были очень злыми и хотели поиздеваться. Они начали кричать: Лот выведи нам гостей твоих!!! Лот вышел, закрыл дверь и говорит: Нет, это гости мои. Они пришли в дом мой на безопасный ночлег! Но люди в Садоме (так назывался город) были очень злыми и продолжали требовать, чтобы Лот вывел к ним свои гостей. И грозились побить Лота. Тогда Ангелы открыли дверь, завели Лота в дом. И сделали, так что люди, которые были у двери, ослепли и не могли найти дверь.

Уходите, город будет уничтожен!

Ангелы начали говорить Лоту: Бери свою жену, дочерей их мужей и уходите из города. Потому что Бог послал нас уничтожить этот город. Лот пошел говорить с будущими мужьями. - "Поскорее уходите из этого города поскорее, - сказал Лот, - потому- что Господь скоро разрушит его". Но они подумали, что Лот шутит.

Ангелы вывели семью Лота.

Приближалось утро, и Ангелы начали торопить Лота и его семью. - Вставайте и уходите отсюда! Но семья лота не спешила. Тогда Ангелы взяли их за руки и вывели из города. И один ангел сказал: идите и не оглядывайтесь, не останавливайтесь в районе этого города. Спасайтесь на гору, чтоб вам не погибнуть. Лот испугался и говорит: - Не пойду я в гору, ведь я могу увидеть, что буде с городом. Я пойду в соседний город, он не далеко.

Сошествие огня.

Для наглядности можно взять пакетированный чай разрезав вытрусить чаинки поставить на железный разнос, чтоб получились домики. После поджечь их крыши, домики сгорят сверху вниз. Будьте осторожны! Пепел от пакетиков полетит вверх. И пока Лот шел с женой и дочерьми Бог послал огонь на город где жил лот и на соседний город Гомору. Это было очень страшное зрелище. И вдруг Жена Лота подумала: а что если я посмотрю совсем чуть-чуть. Она забыла что Бог хочет чтобы она была послушен Его слову и оглянулась. Возможно, ты тоже иногда думаешь ну ничего ж страшного, если я чуть- чуть обману совсем немного. Но Бог в Своем слове – Библии говорит, что обман это грех и грех не может быть маленьким или большим. Поэтому лучше не обманывать! Жена Лота оглянулась и увидела, как горит город и тут же стала соляным столбом. (Покажите детям слайд. И скажите что существует такое мнение что это тот соляной столб жены Лота.) Она не послушала слово Бога. А Лот знал что: Бог хочет, чтобы он была послушен Его слову . Две дочери и Лот очень испугались, и пошли еще быстрее. Давай прочтем се вместе: Бог хочет, чтобы он была послушен Его слову. Как ты думаешь, почему жена Лота оглянулась? (Выслушайте варианты детей.) После задайте детям несколько вопросов на понимание. Как ты можешь исполнять слово Божье? Еще у нас есть записанное слово Божье - это Библия. А какие повеления Бог говорит в ней? Ответы детей (перечисление 10 заповедей, пока дети перечисляют заповеди вы переводите их на современный лад, чтоб им было более понятно).

Вывод:

Если будем исполнять слово Бога, нам будет плохо? (Ответы детей) Бог хочет, чтобы ты был послушен Его слову. И тогда у тебя в жизни будет все хорошо!

Беседа о трудолюбии
  1. Определение «труда» и «трудолюбия» вожатым. Вступительная беседа с ответами детей (2-8 минут)
  2. Мини-лекция «Библия о трудолюбии»(8-10 мин)
  3. Беседа «Как воспитать трудолюбие?»(4-6мин)
  4. Работа с пословицами. (3-6мин)
  5. Творческая работа. (3-6) мин
  6. Рефлексия.

Ход беседы:

  1. Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, творческой реализации способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Трудолюбие – добродетель , любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться.

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод». прп. Антоний Великий .

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

I. Вступительная беседа

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Лежебока».

Горько живет Лежебока –

Кровать Лежебоке Высока.

Полы от кровати Далёко.

Слезать Лежебоке -Морока!..

Вот и лежит Лежебока.

Спит Лежебока Без срока.

Уж отлежал Оба бока...

Спит и вздыхает Глубоко:

Кабы еще бы Два бока!..

Какого человека называют лежебокой?

Как вы думаете, почему человек ленится?

Какое слово противоположно по значению слову «ленивый»?

Кому лучше живется на свете - ленивому или трудолюбивому человеку? Почему? (Дети отвечают.)

Действительно, трудолюбивый человек получает радость от самого процесса работы и от его результатов. Его жизнь нельзя назвать скучной и однообразной - он всегда найдет себе интересное занятие. Трудолюбивый человек рано или поздно достигает успеха в любом деле, пользуется уважением коллег и товарищей. В то время как ленивый бесцельно растрачивает свое время, проводит дни в бесплодных мечтаниях.

2. «Библия о трудолюбии» Рассказывает вожатый.

Поселив первых людей в раю, Господь Бог поручил им возделывать рай, иными словами трудиться. Забота и уход за райским садом тогда были даны людям не в качестве наказания, потому что в то время прародители, Адам и Ева, ещё были безгрешными, а как необходимая возможность достижения счастья через труд. “И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его” (Быт. 2:15 ). Таким образом, из всего вышесказанного вытекает логически обоснованный вывод о том, что трудолюбивый человек угоден Богу, а лентяй и бездельник своим празднолюбием нарушает Божье повеление о труде в виде возделывания и заботы прародителями райского сада.

Этот эпизод можно рассмотреть иносказательно. Райский сад выступает в этом примере как символ счастливой жизни. А труд в виде возделывания райского сада, фигурирует как необходимое условие процветания райского сада. Таким образом труд, в виде возделывания рая, это путь к райской жизни, к счастью.

Труд, обязательный для всех людей, был подтвержден Богом при изгнании согрешивших прародителей из рая. “В поте лица твоего будешь есть хлеб” (Быт. 3:19 ). Придя в мир людей и принеся людям Благую весть, Иисус Христос не отменил обязанность трудиться, данную человеку Богом в Ветхом Завете, а подтвердил это тем, что Сам постоянно трудился, зарабатывая Себе пропитание ремеслом плотника.

Наряду с этим в Своем учении Иисус Христос заповедовал не только обязательно трудиться каждому человеку в отдельности, но и своим трудом помогать другим людям. То есть Иисус Христос советовал трудиться не только для себя самих, но и для ближних (то есть окружающих людей). Даже если они проявляют к вам враждебные действия. “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” (Прит.25:21).

Истинные христиане должны поступать, как сказал Апостол Павел: “Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми” (2Кор. 8:21 ) . Посылая Своих Апостолов на проповедь, Иисус Христос сказал о том, что “трудящийся достоин пропитания” (Матф. 10:10 ) . Посылая семьдесят Своих учеников проповедовать, Спаситель мира сказал такие слова: “трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук. 10:7 ) .

Предусмотрительность, заботливость и планирование дел не запрещены нигде в учении Христовом. Наоборот Сам Иисус Христос со Своими учениками имел ящик для денег, позволявших им покупать себе пропитание. То есть факт заботы о своем пропитании говорит о том, что Иисус Христос и Его Апостолы проявляли предусмотрительность, целенаправленные действия и старания о покупке своей пищи. После чудесного насыщения народа хлебами и рыбой, Иисус Христос распорядился собрать оставшиеся куски, очевидно для того, чтобы их сберечь для будущего приема пищи. “И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало” (Иоан. 6:12 ). Этот эпизод из жизни Иисуса Христа также говорит о проявлении Спасителем бережливости, предусмотрительности и заботы, а также о планировании, связанном с дальнейшим применением оставшейся пищи.

В своем послании к Фессалоникийцам, поощряя труд, Апостол Павел писал: “Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь” (2Фес. 3:10 ) . Поощрение труда высказывается Апостолом Павлом во 2-м послании к Тимофею: “Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов” (2Тим. 2:6 ) .

Таким образом, из всего вышесказанного становится очевидным факт того, что как в Ветхом, так и в Новом Завете поощряется трудолюбие, осуждается празднолюбие и лень и не запрещается предусмотрительность и заботливость о добрых делах человека.

(лучше всего будет вожатому это сказать своими словами, но иногда вставляя фразы из Библии, поэтому даю полный текст, но необязательно его всего воспроизводить, а выбрать для себя самое главное)

3. Беседа «Как воспитать трудолюбие»

А для чего вообще нужно трудиться? Некоторым лентяям вовсе не скучно жить, возможно, они даже не знают о том, что ленивы. Послушайте высказывание знаменитого русского ученого, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят, пустословит по телефону, иногда часами ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще, бездельник всегда очень занят».

Полезно ли такое времяпровождение?

Будут ли ценить такого человека? ставить кому-то в пример?

К чему приводит такая бесцельная жизнь?

Каково же значение труда в жизни человечества? Над этим вопросом размышляли ученые, философы, литераторы разных стран. Я прочитаю вам высказывание русского писателя Виталия Закруткина.

Труд сделал человека человеком. Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Все, что тысячелетиями создавалось на земле - от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни, - создано трудом. Только труд приносит человеку счастье, удлиняет его короткую жизнь, дает уверенность в том, что потомки ушедшего, пользуясь тем, что создано им при жизни, помянут его добрым словом.

Вожатый: Одни люди ленивы, другие трудолюбивы - почему так? Трудолюбие и лень - это врожденные качества? (Дети отвечают.)

Зависит ли развитие трудолюбия от воспитания? Какую роль в этом играют родители, педагоги? (Дети высказываются.)

Опишите трудовой процесс, в котором вы участвовали (уборка урожая, ремонт квартиры, поход, рыбалка и пр.). Все ли у вас получалось?

Какие качества требуются для осуществления задуманной работы? {Воля, целеустремленность, ответственность, желание учиться, самодисциплина.)

Интересно, что и сам трудовой процесс помогает человеку развить эти качества.

А если человеку все дается без труда? Он получает все, что только пожелает, не прикладывая никаких усилий. Повлияет ли это на его характер?

Какие черты будут преобладать? (Дети высказываются.)

4. Работа с пословицами

(Вожатый делит отряд на 2 группы. Каждая группа получает карточку с пословицей, объясняет ее смысл.)

Живот да головка - всегда у ленивых отговорка.

Лежебоке и солнце не в пору восходит.

Лентяй да шалопай - два родных брата.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Лень - мать всех пороков.

5. Творческая работа

Вожатый: Можно ли избавиться от лени? Как? Изобретите лекарство от лени. Предложите ваши рецепты. Или Представьте магазин для лентяев. Какие товары в нем могут продаваться?

(Работа в группах или индивидуально. Приветствуются любые реальные и фантастические рецепты.)

6. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы для себя сделали? В чем же состоит ценность труда?